Первые шаги

Содержание

Когда малыш должен научиться ходить

Первые шаги

Педиатры утверждают, что нельзя точно определить время, когда ребенок начнет ходить, потому что этот важнейший этап может пройти на отрезке от 9 месяцев до полутора лет. Пойдет ребенок раньше или позже — зависит от его физических, умственных, эмоциональных особенностей, а также от степени вовлечения родителей в жизнь малыша.

Первые шаги

Главной предпосылкой к тому, что маленький человечек будет в скором времени самостоятельно ходить, являются его первые шаги.

В самом начале малыш попробует встать на ноги, опираясь на высокие игрушки, спинку кровати, стульчик, держась за руку мамы и папы.

Только после того, как он почувствует себя в безопасности, максимально комфортно, начнутся первые попытки сделать несколько шагов самостоятельно.

Помимо того, что родителям нужно правильно учить малыша ходить, огромную роль в этом деле играет и генетический фактор. Стоит вспомнить, когда первый раз пошел папа или мама, чтобы спрогнозировать первый шаг их ребенка.

Кроме того, время первого шага и последующего обучения хождению сильно зависит от пола и конституции малыша.

Так пухлые ребята уверенно делают шаг позднее, чем их худые сверстники, а девочки практически всегда встают на ноги раньше мальчиков.

Как малыш начинает ходить

Для любого ребенка начать ходить — это значит обрести свободу, независимость и возможность осваивать мир. Известно, что сначала малышу надо физически окрепнуть, научиться переворачиваться, ползать и садиться. Только потом, аккуратно опираясь на руки или мебель, он делает первые попытки удержаться на ногах.

В начале, когда родители только начнут учить свое чадо, держа его за подмышки, ребенок будет отталкиваться от поверхности, как бы подпрыгивая. Именно этот прием позволит ему укрепить мышцы ног и подготовиться к первому самостоятельному шагу. Сколько времени ему точно понадобится для тренировок — сказать сложно. Как правило, пара месяцев.

Когда малышу исполнится 9 месяцев, он будет пробовать сгибать колени, что дастся, с большой вероятностью, нелегко.

Как ходят дети: особенности

Взрослые не всегда понимают, правильно ли пытается ходить их малыш.

Взрослые не всегда понимают, правильно ли пытается ходить их малыш. Дело в том, что шаги ребенка значительно отличаются от привычного шага взрослого человека.

Так малыши будут ставить стопы параллельно (в то время как взрослый их поворачивает в стороны), ногу будут ставить сверху, не умея перекатываться с пятки на носок по всем правилам, а из-за неумения держать центр тяжести карапузы постоянно падают, даже если хорошо осваивают ходьбу.

Зная это, нужно также учитывать, что маленький человек не умеет правильно падать. Потерпев неудачу, он может рухнуть головой вперед и разбить лицо или назад, ударившись затылком.

Однако и совсем ограждать ребенка от падений не стоит, ведь кости малышей эластичны, а риск переломов сводится к минимуму.

Лучше всего ждать, когда «первопроходец» сможет самостоятельно подняться на ноги и продолжить свое обучение.

Когда нужно беспокоиться

первый шаг — ответственное для организма маленького человека событие, к которому нужно подготовиться.

Как отмечалось ранее, некоторые ребята действительно не хотя вставать на ноги и в возрасте 16-17 месяцев, однако потом у них быстро получается наверстать упущенное.

Если до этого момента во всех других областях ребенок развивается нормально (играет с предметами, осознанно смотрит на родителей и посторонних, стремится контактировать с близкими и так далее), беспокоиться не стоит.

Однако если замечается отставание в развитии, работать над проблемой нужно вместе с врачом.

Рано или поздно: что лучше?

Стремясь учить малыша ходить как можно раньше, родители могут совершить ошибку. Дело в том, что первый шаг — ответственное для организма маленького человека событие, к которому нужно подготовиться.

Кости маленького человечка должны достаточно окрепнуть, а костно-мышечная система ног — правильно сформироваться. Только тогда можно начать пытаться ходить.

Сколько требуется для этого времени поможет уточнить врач, после того, как он осмотрит малыша.

Интересно, что сами дети намного лучше знают, когда они готовы начать ходить. Если родители планируют ускорить события по какой-то причине, им лучше передумать. В этом деле нельзя смотреть на других малышей, ведь каждый ребенок развивается индивидуально. Начать учить маленького человека никогда не поздно, он обязательно все схватит налету и наверстает упущенное.

Чем можно помочь ребенку

Ребенок должен ощутить под ногами твердый пол, хвататься за предметы, пытаться вставать и падать

Помимо того, что родители могут учить малыша, поддерживая его стремление наконец-то стать самостоятельно, они также должны обеспечить ему достаточно безопасного пространства для «тренировок».

Не стоит говорить о том, что детская комната должна быть безопасной, это знают все.

Однако постоянно держать малыша в манеже в целях безопасности не стоит, он может поздно пойти именно из-за недостатка опыта.

Ребенок должен ощутить под ногами твердый пол, хвататься за предметы, пытаться вставать и падать, только так он самостоятельно сможет научиться ходить. Правильно передвигаться, то есть уверенно ходить и не падать постоянно малыш будет учиться в процессе.

Ему в помощь можно приобрести специальные устойчивые игрушки-каталки. Также на пользу пойдет проведение ежедневной гимнастики (сгибание и разгибание ног), подтягивание и подпрыгивания на коленях.

Учить всему этому может и папа, и мама, однако нужно следить за тем, чтобы движения не были резкими.

Помогает учить ходить малыша и постоянный массаж, который можно делать дома. Он должен работать на расслабление, а также укрепление мышц ребенка, задействованных при ходьбе. Сколько раз потребуется массировать стопы и голени — подскажет сам малыш. В начале массаж будет ему приятен, а потом может вызвать слезы, именно тогда и стоит его прекращать.

Учить правильно передвигаться родители могут долго, ведь одно дело — ходить дома, опираясь на предметы, расположение которых прекрасно знакомом, и совсем другое — выйти на улицу, первый раз ощутить траву под ногами в деревне. Для малыша это бесценный опыт, который должны дать родители. Сколько времени ему понадобиться, чтобы начать прочно держаться на ногах — покажет время, но торопить маленького человека не стоит вообще.

Источник: http://pervenets.com/razvitie/razvitie-1-3-goda/kogda-malysh-dolzhen-sdelat-pervye-shagi.html

Первые шаги ребенка: часто встречающиеся проблемы

Первые шаги

Дети не просто цветы жизни, они являются настоящим счастьем и смыслом жизни их родителей. Многие моменты из жизни ребенка навсегда запоминаются родителями и греют душу. Особенно врезаются в память первые шаги ребенка.

С новорожденными малышами такие моменты бывают чаще: первая улыбка, первый зуб. Самый интересный момент, когда беспомощный, неприспособленный малыш делает первые шаги самостоятельно. Вот ему захотелось баночки потрогать, в ванную заглянуть.

Родителям остается только следить за малышом, радоваться его успехам и, конечно, не забыть подарить ему новую игрушку.

Особенности приобретения навыка самостоятельно хождения

Развитие двигательных умений, мышц и координации движения начинается с первого дня рождения:

  1. С 1 до 3 месяцев дети учатся держать голову, стараются удерживать предметы в руках.
  2. С 3 до 6 месяцев малыши начинают поворачиваться, поднимать верхнюю часть туловища, стараются сидеть.
  3. С 6 до 9 месяцев учатся стоять с поддержкой и вставать на четвереньки.
  4. С 9 до 12 месяцев могут уже передвигаться на четвереньках и стоять без поддержки.
  5. С 13 до 14 месяцев наблюдается самостоятельное хождение детей.
  6. С 14 до 15 месяцев малыши начинают наклоняться, отходить назад, таскать игрушки за собой.
  7. С 1,5 до 2 лет дети начинают осваивать спуски и подъемы по лестницам, прыгать и толкать мячик ногами.
  8. С 3 лет дети уже обладают скорректированной ходьбой.

Возраст указан приблизительно, ведь каждый ребенок развивается по-своему. У каждого малыша своя комплектация, умение держать равновесие, мышечный тонус, мотивация и помощь от родителей.
Ребенок делает первые шаги, пусть и не самостоятельные, уже на первых неделях своего существования.

Для этого кому-то из родителей необходимо взять малыша под мышки и поставив его ножки на твердую поверхность, придерживать. При этом ребенок должен опираться на свои ноги. При наклоне его корпуса немного вперед малыш должен начать переступать ножками. Это еще не шаги ребенка. Это эффект опоры.

Отсутствие такого рефлекса означает возможный перенос гипоксии или свидетельствует о каких-либо травмах в утробном периоде и внутричерепной травме самого малыша.

Развитие навыка самостоятельного хождения

Мышцы ног развиваются от количества поворачиваний и увеличения навыков самостоятельной посадки и сидения. Если малыша взять за подмышки примерно в 5 месяцев, он должен с радостью отталкиваться ножками от коленей взрослого.

Около 8 месяцев дети ощущают всю прелесть и удобство нахождения в вертикальном положении. Так ребенку удобнее играть, больше видимый обзор.

В таком положении они начинают пытаться подняться на ножки, хватаясь за всяческие опоры, находящиеся поблизости. Через несколько недель такой малыш будет ходить по квартире, держась за мебель, падать и снова подниматься.

Родителям в такие моменты важно ничего не упустить из виду во избежание различных травм.

Затем наступает период изучения сопутствующих движений, малыши стараются уронить и поднять игрушку из положения стоя. Некоторое время спустя можно наблюдать, как ребенок быстрыми шажками перебегает от одной опоры к другой. С 13 месяцев дети начинают самостоятельно ходить. Конечно, первые месяцы, они будут делать это неустойчиво, но с каждой попыткой, ходьба будет совершенствоваться.

Некоторое время дети ходят, практически не сгибая широко расставленных ног, стараясь держать равновесие, не опираясь на что-либо. Ходьба такого типа будет наблюдаться, пока у ребенка не окрепнут связки. По мере освоения этих навыков стопы начнут сближаться, руки перестанут помогать держать равновесие и станут свободными для игрушек и других важных малышу вещей.

Проблемы развития навыков ходьбы

Проблемы возникают по ряду различных причин. В первый год жизни важно проходить профилактическое обследование. Прохождение медицинских специалистов сможет выявить возможные нарушения в раннем возрасте, когда их можно будет исправить.

Наиболее часто встречаются следующие проблемы:

1. В возрасте более 1,5 года ребенок не ходит или пошел около года, но его ходьба неуверенная и недолгая. Это нарушение может возникнуть из-за перенесенной родовой травмы, черепно-мозговой, ДЦП, наследственных нервных заболеваний. Возможен курс реабилитации. После осмотра врачом-специалистом назначается комплексное лечение.

2. Ребенок постоянно падает, старается все время держать за руку родителей, практически самостоятельно не ходит. Рассматриваемая проблема сообщает о том, что, возможно, у малыша плохое зрение. В этом случае требуется осмотр у окулиста.

3. Физически ребенок ходит отлично, но боится делать это без опоры (мебель, родители). Данная проблема, скорее всего, указывает на психологическую причину. Возможно, ребенок был чем-то сильно напуган или ушибся, когда пытался пойти сам. Родителям в такой ситуации рекомендуется поддержать кроху, кричать и торопить ни при каких обстоятельствах нельзя.

4. Видны сильные нарушения ходьбы. Рекомендуется обратиться к хирургу-ортопеду, возможно, есть вывих тазобедренного сустава. Необходимо не запускать возникшей ситуации, а исключить ее и продолжить поиски настоящей причины.

5. Малыш все время передвигается на носочках. Скорее всего, у ребенка спазм икроножных мышц. Требуется массаж, специальная обувь и гимнастическая программа. Обязательно рекомендуется обратиться к специалисту.

6. Стопы расположены не по норме, то есть при ходьбе не сохраняется параллельное положение стоп. Можно исправить, пока у малыша они не сформировались, обратившись к специалисту.

Правила для родителей

Родители могут помочь, когда ребенок делает первые попытки самостоятельного хождения. Некоторые правила, которые следует выполнять:

1. Рекомендуется не торопить малыша с первым шагом. Опорно-двигательный аппарат должен быть готов к таким нагрузкам. Приступать к этапу ходьбы необходимо только после полного освоения ребенком этапа ползания. Именно на предыдущем этапе развиваются и укрепляются мышцы. Не стоит забывать, что взрослым ходить легко, а для малыша это тяжелое усилие над собой.

2. Необходимо заинтересовать малыша. Например, когда он находится на четвереньках, показать какую-нибудь игрушку выше уровня глаз ребенка. Потом ее надо медленно положить на кровать или тумбочку так, чтобы он все видел. Когда малыш поднимется и потянется за игрушкой, необходимо переместить ее чуть подальше, так у заинтересовавшегося малыша появится мотив сделать несколько шагов.

3. Покажите пример. Сделать это можно находясь на прогулке или дома. Необходимо просто показать малышу передвигающихся пешком или бегущих людей.

4. «Все сам». Ходунки использовать не рекомендуется. Это средство лишь создает видимость обучения ходьбе, на самом деле ребенок и вовсе может отказать ходить потом самостоятельно, прилагая какие-то усилия.

Это правило касается и других способов применения опор (например, ходьба с поддержкой под мышками). Оба варианта могут развить у ребенка неправильную осанку, деформацию стоп.

Наиболее безопасным, по мнению педиатров, будет использование катающихся предметов с ручкой.

5. Очень полезно играть с малышом. Так как удержать непоседу будет непросто, рекомендуется учить ходить, играя. Можно придумать игры, в которых малыш даже не заметит, что выполняет полезные гимнастические упражнения.

6. Не рекомендуется ограничивать детей в движениях. Коляску следует использовать только для сна или в качестве транспорта. Так малыш быстрее научится ходить.

7. Дома только босиком. Или в носках с резиновой подошвой. Выполнение этого правила поспособствует профилактике плоскостопия и других нарушений формирования стопы.

8. Прежде всего должна соблюдаться безопасность. Давая ребенку действовать самостоятельно, не следует забывать о его безопасности. Рядом с малышом не должно быть никаких опасных предметов.

Хождение ребенка должно быть в просторном помещении без препятствий.

В современных магазинах продается множество приспособлений, обеспечивающих безопасность для детей (блокираторы дверей, мягкие крепления на углы мебели и т.д.).

Вывод: родителям следует запастись терпением, чтобы хорошо понимать своего ребенка. Самое важное — вовремя отслеживать нарушения и всевозможные отклонения от нормы, и тогда с помощью специалистов можно будет их исправить. Когда малыш делает первые небольшие, но самостоятельные шаги, это огромная радость для родителей и самого малыша.

Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/pervye-shagi-rebenka.html

Первые шаги ребенка в 12-18 месяцев (1 год – полтора года)

Первые шаги

Ходьба – начало нового этапа в жизни ребенка и его родителей! Теперь все свои усилия он направит на обучение ходьбе, забыв о других видах деятельности. Затем, как только он научится ходить, новые достижения будут следовать одно за другим: бег, подъем по лестнице… отныне его желание познакомиться с окружающим его миром ничем не ограничено.

Большой скачок вперед

В один прекрасный день ваш малыш соберется с силами и отпустит руку, за которую он держался.

Ходьба – главный этап неврологического развития ребенка, она позволяет малышу наконец покорить окружающее его трехмерное пространство и отправиться навстречу «приключениям».

Уже через несколько недель ваш малыш будет носиться повсюду, крича от восторга, что вы не можете поймать его. Все изменится для него и для вас…

ВОЗНАГРАЖДЕННЫЕ УСИЛИЯ – В первое время обучение ходьбе потребует от малыша значительных усилий, более того, оно на время станет его основным занятием.

Однако вскоре ребенок поймет, что ходьба – это еще и прекрасный способ добраться до всего, что его окружает и манит к себе уже несколько месяцев. Он начнет открывать мир, отдавая этому всю свою энергию.

Ему понадобятся ваше доверие и поддержка, малыш будет возвращаться к вам для обретения уверенности с тем, чтобы с новыми силами отправиться навстречу полному открытий миру.

Внимание!

Не стоит беспокоиться, если вашему малышу полтора года, а он до сих пор не ходит, но все же следует показать его специалисту, который сможет определить, какие факторы могут тормозить процесс обучения ходьбе.

Первые попытки

Ваш малыш сам почувствует, что настал подходящий момент для старта.

Прежде чем начать ходить, он должен научиться самостоятельно стоять на ногах, затем от 10 месяцев до года он будет ходить, держась за опору.

Он опирается либо на ваши руки, либо держится за перекладины манежа, стулья или подушки дивана. Развитие координации и равновесия позволит ему чуть позже опираться лишь одной рукой или даже одним пальчиком.

И ПЕРВЫЕ ПАДЕНИЯ! – Через несколько недель или чуть позже, малыш будет самостоятельно делать 2-3 шага, а затем с удивлением падать на попку.

Если его напугала эта первая попытка, он не сразу возобновит ее: малышу понадобится несколько дней или даже 2-3 недели, чтобы вновь обрести уверенность в своих силах.

Его первые шаги – неуверенные, мало скоординированные, он передвигается на широко расставленных ногах для обеспечения лучшей устойчивости. Поскольку он еще пока не умеет садиться на корточки, чтобы остановиться, он падает, затем повторяет попытку, еще и еще.

Ему понадобится время, чтобы научиться координировать свои движения и делать более размеренные и уверенные шаги. Отныне падения будут многочисленными, но в основном безобидными, поскольку малыш достаточно гибкий. Эти падения никоим образом не помешают ребенку настойчиво добиваться успеха.

Надо ли помогать малышу?

Держать малыша за руку и быть рядом с ним, когда он совершает свои первые шаги, – неописуемое удовольствие. Важно придерживаться его темпа обучения: если он сам не пытается ходить, не заставляйте его: если же ему нужна помощь, не оставляйте его. Достаточно уважать его инициативу, не пытаясь предупредить или притормозить ее.

БЕЗ ЛИШНЕЙ СПЕШКИ! – Иногда в парке можно увидеть, как родители держат малыша под мышки, тем самым подталкивая ребенка идти вперед: при этом он практически рефлекторно осуществляет движения ходьбы, однако ставит свои ножки неуверенно и нетвердо.

Очевидно, что он еще не готов, и совершенно бесполезно его «тренировать».

От этого ребенок не пойдет раньше! Не стоит забывать, что ходунки, в которых до года ребенок находится как бы в подвешенном состоянии, никоим образом не стимулируют обучение ходьбе, даже наоборот.

БЕЗ РУК – Между этапами, когда малыш ходит, опираясь о стенки, и когда он уже может самостоятельно преодолевать несколько метров, ему нужно набраться уверенности в своих силах.

Он ищет свое равновесие, постепенно учится чувствовать центр тяжести и то, как ему удобнее всего стоять и падать. Надо, чтобы все это происходило в подходящем ему темпе.

Он сам откроет свои способности и определит свои возможности.

Когда ребенок начинает ходить без опоры, позвольте ему отойти от вас, он не уйдет далеко и быстро вернется к вам. Сопровождаемый вашим взглядом, малыш будет чувствовать себя уверенно, он будет счастлив, что вы одобряете его достижения и гордитесь ими.

В некоторые дни он будет нуждаться в вашей помощи, так как на все эти усилия уходит слишком много энергии. Иногда, упав, он будет звать вас, и вам придется поднимать его на ноги.

Впрочем, если вы предоставите инициативу малышу, чаще всего он сам будет подниматься и идти дальше.

Первая обувь

  • Пока ваш малыш не научился ходить, обувь будет только мешать ему. Чем свободнее он может шевелить ногами, тем лучше: так он развивает мышцы голеней.
  • Когда он начинает вставать на ноги, чтобы ножки не мерзли на холодном полу и для защиты от возможного скольжения будет достаточно специальных носков с нескользящим покрытием или тапочек с гибкой подошвой.
  • Вы можете купить малышу его первую обувь, когда он начнет по-настоящему ходить: делая свои первые шаги, он пользуется пальцами ног, чтобы цепляться за поверхность. Поэтому начинать ходить босиком гораздо удобнее и проще.
  • Для обеспечения хорошей опоры обувь должна быть с закругленными носами, плотно облегать щиколотку, подошвы должны быть нескользкими и крепкими, с небольшим каблучком. Обувь не должна быть тяжелой.
  • В первый год ходьбы малышу понадобится 2-3 пары обуви. Покупайте ее по мере надобности и предварительно примерив на малыша.
  • Ребенку для первых шагов нужна обувь, подходящая для его ног; когда обувь велика, это мешает ходьбе. Следует также проверить, не упираются ли пальцы ног в носок обуви: сами малыши не понимают, что обувь им неудобна.

Варусные ноги и косолапие

Часто положение ног у начинающего ходить малыша не вполне правильное. У некоторых детей колени слегка повернуты в противоположные друг другу стороны и при ходьбе вырисовывается буква «о» (ковбойская походка), а ноги выглядят как некое подобие арки.

У других детей, наоборот, колени практически соприкасаются друг с другом, они ходят с развернутыми внутрь стопами. Эти маленькие несовершенства не имеют никаких последствий.

Они никак не мешают малышу и исправятся в течение нескольких месяцев или лет (самое позднее к 4 годам).

Чтобы помочь малышу обрести уверенность, самое лучшее – держать его за обе ручки и идти за ним

Вы можете обсудить этот вопрос с вашим педиатром, который даст вам рекомендации. Очень полезны при косолапии езда на трехколесном велосипеде и ходьба босиком по песку или по ковровому покрытию. В редких случаях рекомендуют ношение обуви с ортопедической стелькой и сеансы по переобучению.

Все еще не ходит

Нашей дочери исполнился один год, но она еще совсем не ходит. Это нормально? 

Многим родителям хотелось бы, чтобы их малыш сделал первый шаг в свой первый день рождения, однако не все дети готовы или в состоянии осуществить это желание. На самом деле большинство детей начинают ходить после года.

Возраст, в котором ребенок сделал первые шаги — будь то в 9, 15 месяцев или позже — ни в коей мере не свидетельствует о его будущем интеллекте и успехах в какой бы то ни было области (включая спорт).

Начало хождения в этом возрасте часто связано с наследственностью — ранним (или поздним) обучением ходьбе других членов семьи; или весом и особенностями телосложения ребенка.

У более возбудимого ребенка с крепкими мышцами больше шансов рано начать ходить, чем у спокойного и тучного малыша. Ребенок, который любит рисковать, раньше примет вызов, чем от природы осторожный ребенок.

Это может зависеть и от того, когда малыш начал ползать на четвереньках и как у него это получалось. Ребенок, которому трудно так передвигаться или который вовсе не использовал этот способ, иногда начинает ходить намного раньше, чем быстро передвигающийся на четвереньках и отлично себя при этом чувствующий малыш.

Негативный опыт, например сильное падение, когда малыш попробовал в первый раз отпустить руку папы или мамы, также может затормозить его первые шаги. В этом случае ребенок может не захотеть повторить свою попытку, пока не уверится в своих силах и будет готов ринуться в бой, как настоящий ас, а не предпринимать неуклюжие попытки любителя.

Ребенок, которого нетерпеливые родители несколько раз за день подталкивают к ходьбе, может взбунтоваться и самостоятельно пойдет позже, чем если бы ему предоставили возможность овладевать ходьбой в его собственном темпе.

Первые шаги малыша, чьи силы истощились из-за перенесенного отита, гриппа или любого другого заболевания, также может пойти чуть позже, когда почувствует себя лучше. Заболевший ребенок, который еще до болезни умел ходить, может также начать ходить не так уверенно, как раньше: сделает всего два шага и упадет.

В каком возрасте?

  • Тонус и мышечная сила, так же как и чувство равновесия, у всех детей разные. Не существует норм, и лучше не сравнивать достижения малышей в ходьбе.
  • Главное, чтобы каждый этап развития (ходьба, речь, опрятность) происходил в правильный момент, так называемый «чувствительный период», а не в каком-то определенном возрасте. Таким образом, ребенок, как и большинство других детей, начинает ходить в период от 10 до 16 месяцев.
  • Учтите, что нет никакой связи между ранним началом ходьбы и пробуждением интеллекта. Впрочем, если вас что-то смущает, ничто не мешает вам обратиться к педиатру, чтобы понять, реально ли отставание (если малыш еще не начал ходить до 18 месяцев).

Ощущение опасности

Как только ваш малыш научился ходить, он в полной мере сможет удовлетворить свое любопытство. Он хочет всюду пойти, все потрогать, залезть на диван и столик, посмотреть в окно… Вы же испытываете постоянный страх.

Чтобы лучше защитить малыша, постарайтесь дома оборудовать безопасное пространство, где он ни на что не сможет натолкнуться, убрать все опасные предметы, закрыть доступ на кухню и в ванную. Розетки должны быть оснащены заглушками, лекарства и средства для уборки помещения следует убирать в недоступные для ребенка места, вход на лестницу необходимо огородить.

ПЕРЕД ЛИЦОМ ОПАСНОСТИ – Маленькие дети лишь в незначительной степени осознают, что такое опасность, например, они плохо оценивают расстояния до предметов. Впрочем, дети по-своему осторожны. Малыш может не побежать к вам, если услышит, что рядом с ним лает собака, он сам не станет трогать предмет, которым однажды сделал себе больно.

Иногда, находясь в незнакомом месте, он следит за вашим взглядом, чтобы понять, может ли он спокойно идти дальше. Постепенно он будет все больше слушаться ваших «нет», если вы произносите их убедительно.

«ОН ОПЯТЬ ПОРАНИЛСЯ!» – Требуется много времени, чтобы ребенок лучше узнал окружающий его мир, это знакомство не завершается даже по достижении малышом возраста 3 лет. Помимо всего прочего, благодаря пережитому опыту он поймет, что ссадины и шишки неизбежны.

Ничто не заменит речь, когда надо помочь малышу осознать некоторые опасности.

Необходимо объяснять ребенку, почему он упал или ударился обо что-то, показать, почему от этого «больно», например дав ему слегка почувствовать, что кастрюля или утюг выделяют тепло или что нож или шип могут уколоть.

ОБОЗНАЧИТЬ РАМКИ – Для того чтобы малыш уважал запреты, придется их довольно часто повторять: маленький ребенок не видит никакой разницы между «хорошо» и «плохо». Однако ребенок, которому все время говорят: «Осторожно, ты сделаешь себе больно», – может начать воспринимать окружающий мир как угрозу. Увеличение запретов только лишит его инициативы.

Источник: http://mumskids.ru/article/articleid/1148

Первые шаги ребенка: советы эксперта

Первые шаги

Доброго времени суток всем читателям нашего сайта! Сегодня мы поговорим о такой важной для родителей теме, как первые шаги малышей. Поможет ответить на вопрос нашей читательницы эксперт — Иосиф Силади, инструктор по детскому массажу и лечебной физкультуре.

У нас в семье подрастает долгождан­ный первенец — очень любопытный, активный и развитой малыш. Как только он освоил ползание (произошло это в шесть с половиной месяцев), то сразу начал исследовать окружающий мир.

Ведь в нем столько всего интересного! Сейчас мы с нетерпением ждем первых шагов своего непоседы.

Кроха уже может, подтянувшись за ручки, подняться, но шагать пока не получается — чаще всего, не удержавшись, он садится на попку.

Когда ребенок должен сделать свой первый шаг? Можно ли ему чем-то помочь в этом деле? Евгения Александрова

Вот что советует наш эксперт:

Когда ребенок появляется на свет, его ножки уже многое умеют: подергивать­ся при виде мамочки, подтягиваться к животику и «ходить» на цыпочках, ког­да доктор проверяет рефлекс «шага­ния». Однако им предстоит еще многому научиться.

Держим равновесие

Перед первым шажочком большинство малышей начинают взирать на мир с высоты… ползка.

Как потешно совер­шают дети первые попытки поползти! Кто — «топает» попой назад, кто — оттал­кивается одной ножкой, а другую под­жимает под себя, а кто — пытается по-тюленьи ездить на пузике или прыгать практически по-лягушачьи.

Любые дви­жения крохи в этом русле нужно поощрять, ведь благодаря этим первым «вояжам» он учится сохранять равновесие и координировать движения правой и левой сто­роны своего тела.

Миновал какой-то месяц-два — и вот уже маленький «лазутчик» напоминает альпи­ниста. Он доползает до дивана, хватается за покрывало и, подтягиваясь, становит­ся на ножки. Да, первые попытки удержать равновесие, как правило, заканчиваются фиаско, и непоседа на собственной попке доказывает ньютоновский закон притя­жения.

Милые мамочки, не паникуйте! Эти падения очень важны, ведь таким образом малыш тренирует ножки и рассчитывает силы для стойкости (учится ставить ножки на всю ступню). Кстати, если малыш встал на ножки, скажем, в 8-9 месяцев, это не значит, что он вот-вот пойдет.

Возможно, придется подождать месяц-другой, пока он отважится на «героический поступок».

Шаг за шагом

Малыш готов пойти в «свободное плавание»? Что ж, давайте поможем ему освоиться.

  1. Пусть кроха «походит» на ваших ногах, держась за ваши руки.
  2. Поиграйте с ребенком в «догоню-дого­ню», делая вид, что вот-вот поймаете свое­го озорника, который, хохоча, «пружинит» на ножках.
  3. Поставьте малыша впереди себя, возь­мите за обе ручки и пройдитесь с ним по комнате или детской площадке. Любопытно, что карапуз при этом совершает своеоб­разные «пинки» коленками, ступни же оста­ются как бы неподвижными. Теперь подве­дите кроху к дивану или скамейке, отойди­те на один-два шага и поманите его к себе. Малыш волнуется, лепечет… но вот реша­ется — и делает пару неуверенных шажоч­ков вам навстречу.

Первая обувка

Конечно, некоторое время начинающий «ходок» может тренироваться дома боси­ком или в носочках.

Для прогулок на ули­це нужны кожаные или матерчатые боти­ночки (с закрытыми носком и пяткой), на маленьком (0,5-1 см) каблучке, без гру­бых швов внутри и обязательно ему по нож­ке — так, чтобы большой пальчик не упи­рался в носок, а ширина соответствова­ла стопе почти впритык.

Особое внимание уделите подошве первой обувки. Помните основное правило: чем меньше ребенок, тем более тонкой и гибкой она должна быть. Если подошва будет жесткой и негнущейся, кроха может спотыкаться и падать.

Поначалу следует надевать крохе боти­ночки только на 1-2 часа, а позже — и на все время прогулки.

Интересных открытий вашим маленьким исследователям!

Правила безопасности

  1. Разделите квартиру на зоны. Закройте малышу самостоятельный доступ в ванную, туалет, на балкон и кухню.
  2. Поставьте на розетки специальные заглушки или спрячьте их за мебелью.
  3. Застопорите двери.

  4. Уберите все, что опасно, спрячьте шнуры (утюга и электрочайника).
  5. Проверьте ворс на ковре, он должен быть хорошо закреплен.
  6. Не бросайте где попало лекарства.

  7. Уберите скатерти и задрапируйте углы столов, шкафов и прочей мебели

Советы мам

С нами делится Татьяна Шикирявая, которую волновал вопрос: «Во сколько дети начинают ходить?»

«Я очень переживала, что в 11 месяцев мой Кирилл совсем не хотел ходить. Все вокруг говори­ли, что у каждого ребенка это происходит в разном возрасте, что мальчики «идут» позже, но меня эта ситуация угнетала…

Перечитав массу литера­туры, я стала с сынишкой заниматься.

1. Каждый день, держась за руки, мы качались из сто­роны в сторону и топали под такую потешку:

«А где же ласточка? Улетела!»

«Ласточка, ласточка,

Милая касатка, Где ты была?

С чем ты пришла? За морем бывала,

Весну добывала, Несу, несу весну-красну!»

Ребенок должен быть в хо­рошем настроении, застав­лять его нельзя.

2. Мы делали такое упраж­нение. Малыш ложился на животик, я давала ему в руки два колечка и разводила руки в стороны. Затем слегка поднимала кольца (малыш при этом припод­нимал торс и делал вдох). На выдохе мы опускались вниз.

3. Я раскладывала игруш­ки на журнальном столике, на краю кровати и дивана так, чтобы сыночек, потя­нувшись к первой игрушке, встал на ножки, а потя­нувшись за второй — сде­лал шаг с опорой (держась за диван).

Через пару дней Кирюша начал ходить, не отрывая рук от опоры, а через 2 неде­ли пошел сам!»

Ольга Лазарева из Хмельницкого просит родителей дать крохе возможность самому встать на ножки. Вот что она рассказывает о своих детках:

«У нас растет двое карапузиков: Артемка (3 года и 9 месяцев) и Владочка (11 месяцев). Детки развиваются абсо­лютно по-разному! Старший свои первые шаги сделал в 8,5 месяцев. Но из-за своей чрезмерной активности, однажды сильно упав, испу­гался и до 11 месяцев ходил только с поддержкой. А Вла­дочка — очень аккуратная, и если не видит поддержки, то в бой не рвется.

Главное — не заставлять, не ставить на ножки насиль­но, дать возможность ребеночку сделать это самостоя­тельно. Наше дело — моти­вировать его действия, но в меру.

Я заметила, что быстрее начинают ходить более тем­пераментные детки. И пока ребенок не почувствует уве­ренности в своих движени­ях, пока не притупится чув­ство страха — не пойдет.

Мы и в этом им помогали: обезвредили острые углы, радо­вались успехам, подбадри­вали, хвалили. Необходимо дать возможность ребенку заниматься этим важным делом — освоением ходьбы.

Для него это своеобразное потрясение, это впервые и на всю жизнь! А мы будем восхищаться своими умнич­ками и любить их!»

Надеемся, Вам было интересно узнать, как помочь своему крохе, когда он делает свои первые шаги!

Источник: http://TopSpiski.com/pervye-shagi-rebenka-sovety-eksperta/

Первые шаги ребенка: что надо знать родителям

Первые шаги

Все мамы и папы с нетерпением ждут того момента, когда их малыш сделает свои первые неуверенные шаги.

При этом одни родители переживают, а вовремя ли их ребенок пошел; другие думают, какую обувь необходимо купить крохе; третьи не знают, как сделать так, чтобы передвижения маленького исследователя по квартире были безопасными для него.

Поэтому в этой статье мы дадим ответы на все вопросы, которые могут появиться у родителей по поводу первых шагов ребенка.

Возраст

В большинстве случаев малыши делают свои первые шаги в годовалом возрасте, но если ваш кроха сделал это на несколько месяцев раньше или позже, не надо переживать. Нормой считается, если ребенок пошел в период с 9 до 18 месяцев.

На то, в каком возрасте малыши начинают ходить, оказывает влияние множество факторов, перечислим некоторые из них:

  • наследственность;
  • конституциональные особенности строения детского тела;
  • темперамент малыша: упитанные и спокойные дети делают первые шаги позже, а активные и подвижные непоседы раньше.

Бывает, что первые попытки крохи самостоятельно пойти приводят к тому, что он падает и больно ударяется. Из-за этого у малыша появляются негативные ассоциации, связанные с ходьбой, и он отказывается вставать на ноги. В таком случае стоит отложить освоение этого важного умения на некоторое время.

Только на первый взгляд ходьба кажется легким делом. На самом деле такой способ передвижения требует от крохи скоординированной работы вестибулярного аппарата, мозжечка, двигательных (моторных) зон коры головного мозга, различных групп мышц.

Чтобы ровно ходить, малышу надо научиться хорошо координировать свои движения, и держать равновесие.

Поэтому каждый ребенок начинает делать первые шаги тогда, когда созревает его вестибулярный аппарат и нервная система; связки, кости скелета, мышцы спины и ног становятся достаточно крепкими, чтобы выдерживать вертикальную нагрузку.

В ситуациях, когда к 1 году ребенок не пошел, и родители сильно переживают по этому поводу, стоит показать кроху ортопеду и неврологу. Если врачи не выявят у малыша никакой патологии, и ребенок при этом активно передвигается на четвереньках или ползком, то не стоит беспокоиться, отсутствие попыток ходить до 16-18 месяцев – это не повод для волнений.

Обувь

Одним из вопросов, возникающих у родителей ребенка, делающего первые шаги, является – какую обувь надо покупать малышу. Стопа крохи, начинающего ходить, еще не до конца сформирована: связки эластичные и растяжимые, ее мышцы еще слабые, физиологические изгибы не оформились.

Поэтому неправильная нагрузка на стопу может вызвать нарушение ее развития. Чтобы не допустить этого, очень важно грамотно подобрать ребенку обувь.

Детская обувь должна фиксировать стопы малыша, способствовать естественному формированию сводов стопы и правильному распределению нагрузки, предотвращать развитие плоскостопия.

Ортопеды рекомендуют приобретать первые ботиночки или сандалии для крохи тогда, когда он начал делать первые попытки вставать на ноги. Детская обувь должна быть удобной, легкой, из натуральных материалов и при этом отвечать следующим требованиям:

  • обувь должна хорошо держаться на ноге и не спадать с нее;
  • обувь не должна терять свою форму при ходьбе;
  • застежка надежная и удобная, хорошо фиксирует ногу в щиколотке;
  • стелька абсолютно ровная (без супинатора);
  • задник закрытый, жесткий, высотой до щиколотки, хорошо фиксирует пятку;
  • подошва с небольшим каблучком (до 0,5 см), нескользкая, с рельефной поверхностью, гнущаяся, умеренно жесткая;
  • носок обуви должен быть широким, округлым и достаточно жестким, чтобы он мог защитить пальчики малыша от травм.

Детская обувь не только защищает ноги ребенка от травм, но и способствует правильному формированию его стопы. Поэтому не стоит крохе донашивать обувь за старшими детьми, так как ношенные ботинки или сандалии принимают форму ноги «первого» хозяина и уже не будут правильно «сидеть» на ноге другого ребенка. Ношение «чужой» обуви может вызвать патологию формирования стоп.

Важно не только найти магазин, в котором продается хорошая и качественная обувь для детей, но и правильно подобрать малышу его первые ботинки или сандалии. Следующие рекомендации по выбору детской обуви помогут вам в этом:

  • выбирать обувь надо вместе с ребенком, чтобы он сразу примерил ее;
  • примерять обувь лучше во второй половине дня, так как за день любая нога немного отекает;
  • перед покупкой обуви дайте ребенку походить в ней 5-10 минут, чтобы он смог понять удобно ему в ней или нет;
  • выбирая между сандалиями с открытым и закрытым носком, отдайте предпочтение последним;
  • расстояние от пальцев малыша до края стельки обуви не должно превышать 1-1,5 см;
  • не стоит покупать ребенку обувь на несколько размеров больше (на вырост), так как нога в ней будет плохо зафиксирована, что может привести к неправильному формированию стопы и травмам;
  • если стопы ребенка немного различаются по длине и полноте, то выбирайте обувь по той ноге, которая больше.

Безопасность

С того момента как ребенок начинает ходить, главной заботой его родителей становится вопрос,  как сделать так, чтобы он не травмировался.

Дабы не омрачать восторг юного пешехода постоянными запретами и окриками, папа и мама должны обезопасить домашнюю обстановку, окружающую малыша.

Для этого рекомендуется опуститься на уровень его роста, и с этой высоты посмотреть, какие предметы потенциально опасны для него.

В комнатах не должно быть вещей, которые ребенок мог бы опрокинуть на себя или перевернуть, на розетки надо поставить специальные заглушки, электроприборы – выключить из розеток, провода – спрятать, острые углы мебели – прикрыть.

Опасными помещениями являются кухня и ванная комната. Поэтому двери в них всегда должны быть закрытыми.

Лекарственные препараты, средства бытовой химии, бритвенные принадлежности и другие, потенциально опасные вещи, необходимо хранить в недосягаемом для малыша месте.

Первые шаги ребенка еще робкие и неуверенные, но пройдет всего несколько недель или месяцев, и он уже сможет самостоятельно, уверенно ходить и бегать. А задача родителей – помочь крохе безопасно освоить это новое умение.

Источник: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/pervye-shagi-rebenka-chto-nado-znat-roditelyam.php

Первые шаги. Как научить ребенка ходить?

Первые шаги

Как же хочется, чтобы кроха скорее сделал самостоятельные шаги! Но как ему в этом помочь?

Помните, каким прекрасным был момент, когда вы узнали, что у вас будет малыш? 

И вот прошло совсем немного времени, а ваше сокровище уже пытается сидеть, ползать, а теперь и всё крепче стоять на ножках. 

Как же хочется, чтобы кроха скорее сделал самостоятельные шаги! 

Когда дети делают первые шаги?

Первый год жизни так скоротечен и наполнен событиями! Уже в 9–11 месяцев малыши пробуют делать первые самостоятельные шаги. Не успеете оглянуться — а кроха уже проверяет содержимое книжных полок, шкафов и тумбочек. 

Этот период очень опасен — прячьте от малыша всё, что можете: травмоопасные режущие, колющие предметы, лекарства и важные документы, которые маленькому изучать пока что рановато.

Перед первыми попытками ходить ребёнок тщательно готовится к этому важному событию. Он пытается стоять, держась за опору, отталкивается и ножками, и ручками и радостно реагирует, когда у него получается что-то новенькое. 

Не успеете оглянуться — а он уже передвигается по дому, держась за всё, что встречается на пути или толкает перед собой колясочку.

Папа и мама помогают

К 11–12 месяцам малыши могут преодолевать пока очень короткие расстояния. Попробуйте простимулировать ребёнка передвигаться от папы к маме и обратно — пусть развивается координация, укрепляются мышцы спинки и ног. Он будет делать это с удовольствием, громко смеяться и радоваться. Это прекрасное упражнение, чтобы быстрее научиться не только ходить, но и бегать.

Детская физиология

Освоение навыков ходьбы — дело совсем не лёгкое, поэтому слишком торопиться тоже не стоит. Малыш сначала должен изрядно наползаться, развить все основные мышцы, которые в будущем будут участвовать в ходьбе. 

Опорно-двигательный аппарат у младенцев формируется долго, и слишком большие преждевременные нагрузки тоже нежелательны. И ещё вы должны помнить о том, что ходьба на неокрепших ножках отнимает у детей слишком много энергии, от непосильных нагрузок может произойти истощение организма. 

Следите за этим, переключайте внимание крохи на спокойные занятия, чередуя периоды двигательной активности с периодами покоя.

движущая сила — стремление узнавать новое

В этом возрасте малышу хочется узнать об окружающем его мире как можно больше. Сначала он расширяет свои исследовательские возможности, когда овладевает способностью самостоятельно сидеть, затем — ползать, ну, а когда он становится на ножки, совсем как взрослый, ему становится доступно практически всё в доме. 

Очень важным моментом в овладении новыми навыками является заинтересованность ребёнка в обучении. Пока малыш ещё ползает, вы можете показать ему интересную игрушку, положив её чуть выше уровня глаз. 

Кроха поднимется на ножки, чтобы иметь возможность дотянуться к ней. В этот момент нужно снова взять игрушку и отнести её чуть дальше. Ребёнок заинтересуется ещё больше, и ему захочется добраться до желанного предмета и схватить его.

Делаем специальные приспособления

Есть замечательный способ быстрее освоить ходьбу — изготовить специальную тропинку с поручнями, чтобы ребёнок мог по ней передвигаться без посторонней помощи.

Он просто будет держаться ручкой за опору и идти в любом направлении.

Это можно сделать из того, что есть в доме: например, выстроив в ряд мебель — диван, кресла, приставив стулья и организовав, таким образом, малышу путь, который быстрее приведёт его к овладению навыками самостоятельной ходьбы.

Один мальчик жил в новой квартире, где спальня была ещё свободной, поскольку родители не успели купить мебель. Мама временно организовала ребёнку в ней игровую комнату с большим ковром на полу и всеми игрушками, перенесёнными из детской.

Малышу в этот момент было почти десять месяцев, и, как оказалось, ему было совсем не до игрушек. Мальчик очень быстро сориентировался и начал ходить по периметру пустой комнаты по кругу, держась за стеночки.

Через короткий промежуток времени он стал делать это всё быстрее и увереннее. 

Отвлечь от такого увлекательного занятия малыша было очень сложно. В результате, не прошло и недели, как мальчик оторвался от стеночки и пошёл прямо по коврику по направлению к противоположной стороне комнаты. С первого раза не получилось, зато получилось со второго. Малыш каждый раз давал себе отдохнуть, а затем повторял маневр. 

Наблюдать за тем, как он учится ходить, причём очень планомерно, целенаправленно, упорно, было для родителей настоящим удивлением. Результат — в десять месяцев ребёнок пошёл самостоятельно, а к годику уже бегал!

Техника безопасности

В вышеописанной ситуации родителями были созданы (правда, совершенно случайно) очень хорошие условия для овладения ребёнком навыками ходьбы. Малыш был в полной безопасности, потому что в комнате не было острых мебельных углов и преград, а падать на ковёр ему было мягко и удобно. 

Очень часто дети после двух-трёх болезненных падений оставляют попытки ходить самостоятельно и возвращаются к ним с большим опозданием. задача для родителей на этом этапе — свести травмоопасность к минимуму.

Подражание

Когда вы находитесь в парке на прогулке, чаще обращайте внимание ребёнка на других детей, которые бегают, прыгают — словом, находятся в своём «игро-мире», к которому ваш малыш пока не причастен, поскольку ещё передвигается в коляске. 

Попробуйте стимулировать его их примером: «Посмотри, как мальчик побежал, давай и мы за ним!» — и помогать малышу сделать это, поддерживая за ручки. Если кроха будет часто видеть играющих ребятишек, ему очень скоро захочется к ним присоединиться, и он постарается сделать это как можно быстрее.

И ещё несколько экспресс-советов:

  • всегда поощряйте ребёнка похвалой, когда он пытается делать самостоятельные шаги;
  • не пользуйтесь ходунками;
  • не водите малыша, держа под мышками — это формирует неправильную осанку;
  • если вы на улице — пусть ребёнок покатает свою коляску, а вы просто придерживайте его за капюшон;
  • на прогулках не оставляйте кроху сидеть в коляске. Прибыли на место назначения — выходим из транспорта и идём ножками, как взрослые!

Наберитесь чуточку терпения. Очень скоро ваш малыш будет топать ножками по квартире и весело бежать навстречу маме и папе. Желаем вам, чтобы это произошло поскорее!

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr11/ppervye-shagi-kak-nauchit-rebenka-hoditp

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.